Какая интенсивность – правильная, и как устроена научная работа в сборной России.
РФС у нас традиционно ассоциируется с руководителями, начальниками судей и тренерами сборных. Но сейчас поговорим о тех, кто обычно в тени.
В структуре Российского футбольного союза работает отдел научно-методического обеспечения сборных, причем наука – ключевая составляющая. Специалисты отдела занимаются изучением игроков и используют для этого все доступные средства и методы: от простого наблюдения до математической обработки данных и анализа.
В их поле зрения уже все мужские и женские сборные: национальная, молодежная и юношеские всех возрастов. Сейчас такую же систему выстраивают для судей.
Большинство сотрудников – специалисты с научной школой и соответствующим подходом к работе. Они подчеркивают: раньше наукой занимались в основном в лабораториях, а теперь благодаря технологиям аналогичные данные можно собирать прямо на поле во время тренировок и матчей. Метод уже привычный: данные фиксирует трекинговая система – датчики размером чуть больше спичечного коробка, спрятанные в манишках.
В сборной времени на такую работу мало: если не брать крупные турниры, обычно есть только три-четыре дня между матчами. Взаимодействие с клубами, где выступают сборники, тоже налажена, но именно из коротких отрезков работы вживую нужно извлекать максимум.
Глава научного направления РФС – кандидат наук, КМС по легкой атлетике и автор более 40 научных работ Евгений Калинин. Ему 38 лет, более шести он работает в российском футболе. Евгений рассказал Sports.ru, как это устроено.
Скоростная техника футбола. (практика)
Прежде всего хочу обратить внимание читателей, что то о чём ниже написано можно увидеть на моём видеоканале в интернете:
https://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee
Здесь я хочу остановиться на некоторых ключевых моментах скоростных перемещений футболиста, без которых хорошим футболистом в современном футболе не стать. И первое с чего бы мне хотелось начать, это техника бега футболиста. Главный недостаток медленно бегающих футболистов это короткий шаг, которому он научился в детстве.
Из-за того, что в детстве, не хватает силы ног для длинного шага, дети привыкают бегать более короткими шагами, чем нужно. Но затем, когда футболист уже вырос он автоматически бегает, как и бегал в детском футболе.
Как увеличить длину шага, написано немало специальной литературы и даны подробные описания различных упражнений позволяющих увеличить длину бегового шага. Но здесь нужно обратить внимание, что из всего разнообразия тренировочных упражнений направленных на увеличение длины шага нужно выбирать только прыжковые упражнения в движении.
Никаких отягощений, приседаний с грузом и прыжков в нижнем седе. Да, если это делать, то сила ног увеличится, удлинится шаг, но упадёт частота шагов и скорость бега не увеличится.
Главное препятствие в увеличении скорости бега это слишком сильное напряжение всего тела, а вышеприведённые упражнения как раз и способствуют закрепощению туловища во время бега. Бег футболиста должен быть лёгким, но вместе с тем и быстрым, а это добивается раскованностью (не путать с расслабленностью) туловища во время бега.
Могу дать простой совет, как увеличить скорость передвижений по полю. Во время бега сконцентрируйте своё внимание на своём туловище и руках. Добейтесь их полной раскованности, и вы сами увидите, как вам легко станет бегать и быстро менять направление движения на скорости.
Непременным качеством, определяющим высокий класс футболиста это высокая скорость старта. Опять же она определяется длинной стартовых шагов. (Даже комментаторы восхищённо замечают эти длинные стартовые шаги высококлассных футболистов). Увеличить длину стартовых шагов не сложно.
Совет!
После того как футболист научился не напрягать туловище во время бега можно переходить к увеличению стартовой скорости. Для этого нужно сконцентрировать своё внимание уже на ногах, а именно на длине шага, при этом так же не напрягайте сильно туловище. Поверьте, главное здесь, это не напрягаться всем телом.
Полностью сконцентрируйтесь на ногах, и у вас всё получится само собой. Нужно добиться того, чтобы тело как бы само срывалось с места. Как только это стало получаться, добивайтесь резкой смены направления движения сразу после старта и затем тренируйте резкие ускорения со сменой направления во время бега.
Замете, я здесь не привёл ни одного упражнения на развитие скорости бега футболиста, а только объяснил на чём и как правильно концентрировать своё внимание во время бега и старта. Именно этому я обучал на практике молодых и даже уже сложившихся футболистов и другим спортсменов.
Результат у всех без исключения был один – увеличение скорости бега и к тому же! — повышение скоростной выносливости.
Ещё одним важным моментом, на который надо обратить пристальное внимание при обучении техники передвижений футболиста во время игры. При всех игровых передвижениях футболиста его центр тяжести всегда должен находиться, над передней частью опорной стопы.
В связи с тем, что в современный футбол это скоростной футбол, где футболисты ведут борьбу зачастую в контакте с соперником то преимущество одного футболиста над другим, определяется тем, чей корпус ближе к мячу, а это всего лишь сантиметров двадцать-тридцать.
По теме: Утренняя пробежка или пробежка
Поэтому для того чтобы соперник не имел преимущества футболист всегда должен быть готов к движению, а для этого относительный центр тяжести (ОЦТ) его тела должен находится над передней частью стопы опорной ноги.
Если же ОЦТ находится над задней частью стопы то есть над пяткой то для того чтобы начать движение всё равно придётся перенести ОЦТ на переднюю часть стопы. Кто сомневается, попробуйте резко начать движение, стоя на пятках.
Внимание!
А так как для перемещения ОЦТ на переднюю часть стопы требуется время, хоть и не много, но этого всё равно хватает, чтобы соперник получил преимущество. На тренировке, чтобы научиться определять, а вернее ощущать где находиться ОЦТ, стоит выполнить нехитрое упражнение.
В связи с тем, что ОЦТ находится в районе пятого крестцового позвонка, то закрыв глаза, стоя на двух ногах, перемещайте тазовую область своего тела, и вы без труда заметите, что как только тазовая область перемешается за пределы опоры, так и всё тело сразу следует в ту сторону куда переместилась тазовая область. Опытные футболисты знают о том, что там, где тазовая область там и вес всего тела и сколько бы соперник не делал обманных движений всеми частями тела, он двинется только туда, куда двинется его тазовая область и реагируют только на её движение.
Источник: https://sportkuryachij.blogspot.ru/2012/02/blog-post.html
Как научить ребенка быстро бегать
Как научить ребенка быстро бегать.
Как научить ребенка быстро бегать.
Хочу поделюсь своим опытом наблюдения за развитием скорости у детей в возрасте от 1,5 до 9 лет.
Существует расхожее мнение что скоростные качества даются нам от природы и по большому счету с этим ничего поделать нельзя.
Я не собираюсь оспаривать значимость влияния генетики на наши физические возможности, это все так.
И тем не менее очень часто мы видим, что у парня есть все данные чтобы бежать быстрее, но он по какой-то причине это не делает. И тут Вам возможно может пригодиться эта статья.
Прежде всего хочу сказать, что природа наградила нас всем чтобы быстро бежать, у нас нет, извините, ласт или рук которые в несколько раз более сильнее чем ноги как у обезьян, у нас есть мощные ноги, и с их помощью человек может очень быстро бежать. Если мы видим, что человек бежит медленно — это не соответствует его истинной физической природе. Будем говорить, что есть какое-то искажение в его заложенном природой умении быстро бегать.
Опять на секунду вернусь к генетикам которые говорят, что все зависит от соотношения в человеке мышц, которые делятся на быстрые, средние и медленные.
Да, это все так — поэтому кто-то станет олимпийским чемпионом, а кто-то нет. Нас интересует сейчас развитие того что заложено природой, то есть поставить точку и закрыть тему просто, но мы говорим о развитии.
Мой опыт подсказывает что это вполне возможно.
Внимание!
Итак, есть у парня разные мышечные волокна, которые с разной скоростью сокращаются, в разной степени включенности учувствуют в самом процессе бега.
Почему же работают они как-то странно как будто не на полную мощность, если внимательно присмотреться, то Вы увидите, что медленно бегущий человек значительно больше прилагает усилий чем быстро бегущий. Это очень важный момент, на котором стоит остановиться.
Получается, вроде бы странная вещь – ребенок, который бежит быстро делает это легко, а тот, кто бежит медленно при этом еще и напрягается неимоверно, создается впечатление что он бегает с большим трудом, как будто тащит еще дополнительный груз за собой, ну или как будто его держат.
Вы сейчас немного удивитесь, но держит он себя сам. Часть его мышечный волокон работает на сдерживание бега, то есть работает на торможение. Это по началу звучит возможно немного дико или не логично, но тем не менее это так. Все дело в мышечной памяти, его мышцы запомнили команду “НЕ бегай, СТОЙ!”.
Такие послания ребенок получает с 1,5 года, как только делает первые попытки бежать. Чтобы уберечь его от падения или от чего там еще мы, родители, педагоги, бабушки и дедушки говорим ему “СТОЙ! Не беги!”. Вы только вдумайтесь сколько раз в современном мире ребенку приходится слышать эту команду.
Попробуйте себе представить сколько раз вы сами ему это сказали, сколько раз ему сказали это в детском саду… И ведь мы взрослые повторяем это не просто так, мы же будем добиваться чтобы он действительно остановился и перестал бегать. Мы усадим его на скамейку или на стул, чтоб не бегал, он не отвертеться ни в коем случае.
По большому счету шансы бежать так как задумано было природой в детстве можно только у бабушки в деревне, где нет машин, а есть поле, дорожка, тропинка, открытое безопасное пространство в виде стадиона. Научиться бегать в городе где все дворы заполнены машинами почти не реально.
Если только есть рядом хороший стадион куда может ребенок спокойно пойти и проводить там большое количество времени бегая вволю столько сколько ему хочется без постоянной команды стоп от старших. Я заметил, что момент, когда ребенок начинает бегать это примерно 1,5 года, сразу после ходьбы. Не через год, не через два, а сразу после ходьбы.
Важно!
Вспомните что мы говорили своему малышу в 1,5 года? Кто из нас имел роскошь говорить ему “Беги !” ? Как часто мы даем им возможность бегать столько сколько им хочется ?
Честно говоря, когда я осознал масштабы проблемы меня охватила легкая паника, и вопрос, что делать долгое время даже не возникал, потому как было ощущение какой-то катастрофы.
Я много путешествовал по Европе, у меня живет родная сестра в Германии и я сразу вспомнил что там такой проблемы нету. Европейцы вообще-то очень спортивны по сравнению с нами. Я сейчас про страны СНГ говорю. В Германии, Австрии, Польше, Словакии, Хорватии есть все для активного занятия спортом.
Огромное количество стадионов, беговых, велосипедных дорожек. У нас в этом смысле просто каменный век.
Уважаемые родители, не стоит сейчас себя корить за то, что вы вынуждены были постоянно останавливать своего ребенка фактически выучив его сдерживать желание бежать вместо того, чтобы помочь ему развить этот навык.
Вы сделали все, что могли лучшее для него. У нас детям просто негде бегать. Наши дворы совсем не предназначены для этого, бегать там опасно для жизни.
Поэтому вы как заботливый и любящий ответственный родитель отучили ребенка бегать, вы сделали так чтобы его мышцы запомнили – бегать нельзя.
Теперь, когда ситуация изменилась, и вы пришли в спортивную секцию ребенку трудно бегать, часть его мышц слушает команду бежать, а часть по привычке тут же этот процесс останавливает. Со стороны это выглядит как будто при беге ему нужно прикладывать большие усилия или он бежит, а ноги его плохо слушаются.
По теме: Нормативы на 1500 метров бег
Лишь небольшой процент ребят в 5-7 лет бегает просто легко без внутреннего напряжения.
Им посчастливилось благополучно проскочить период 1,5-3 года и их мало кто останавливал, у них был простор где они могли бегать сколько хотят, они собственно продолжают теперь делать все тоже самое только на спортивной секции – бегают легко, быстро и в свое удовольствие.
Что делать тем 98% детей которым пришлось усвоить команду “СТОЙ! НЕ БЕГАЙ!” ?
Что касается тренировочного процесса то тут можно влиять на это следующим образом.
Совет!
Первое — потихоньку записываем ребенку новую программу “Бегай”. Делается это простым дедовским способом – играем на разминке в обычные догонялки. В этом упражнении бег узаконен, разрешен на все 100%.
При этом развивается ловкость, и координация потому что ребенку приходится укорачиваться, менять постоянно направление движения и конечно же бежать со всех ног. В принципе упражнение гениально по своей простоте и эффективности.
Гляди на то с каким азартом дети начинают носиться по полю сердобольные бабушки часто начинают тут же говорить им “не бегай — вспотеешь” или “или не бегай, а то сил не останется на футбол”.
Некоторые перестают водить своих внуков на тренировки потому что “догонялки” — это слишком для них, говорят потом ребенка не могут успокоить, он становится не такой послушный. Это простое упражнение раскрепощает зажатые на торможение мышцы и запускает у ребенку во всем теле программу “бежать быстро”.
По существу, до сознательного возраста 12-14 лет лучше упражнения на развитие скорости я лично и не знаю. Дело в том, что догонялки взывает к самой природной сущности парня, азарт погони поддерживается в нем инстинктом охотника.
Второе – растягиваемся после того как мышцы прогреты, дело в том, что мышцы которые нас тормозят всегда находятся в состоянии напряжения, в отличии от тех, которые нас двигают вперед. Поэтому важно потянуться чтобы застывшие мышцы чуть отпустили свою хватку, после этого вновь можно бежать.
Очень хорошо играть в догонялки на песке – ребенок быстро адаптируется к бегу на носках, и встает с пяток.
Так что если родители готовы в отпуске встать с лежаков и поддержать его в этой старой как мир игре, то парень быстро восстановит свою забытую страсть к бегу.
Внимание!