Спортивная медицина
Говорят, чем меньше человек устает, тем он выносливее. В спортивной терминологии этому понятию уделяется достаточно много внимания.
Способность спортсмена продолжительно выполнять определенные действия или упражнения, без потери эффективности, называется выносливостью. Она измеряется временем, на протяжении которого выполняется заданный вид двигательной активности.
Способность организма человека не поддаваться утомлению, можно в себе развить. Для этого специалисты спортивной медицины разработали специальные упражнения. Ими особенно пользуются бегуны, для которых выносливость является главным фактором успеха.
Специальная выносливость
Специальная выносливость – это способность преодолевать утомление при определенных условиях и ограничениях. Например, сохранение скорости на заданной дистанции или выполнение анаэробных упражнений. Различают следующие виды специальной выносливости:
Скоростная
Это умение человека выполнять большое количество ускорений с одной и той же техникой и скоростью.
Скоростно-силовая
Мы можем говорить о скоростно-силовой выносливости когда человек с помощью силы преодолевает утомление в многоповторном подходе, не теряя при этом техничного выполнения.
Координационная выносливость
Она проявляется в основном в гимнастике и сложных играх, где имеет место нециклическое повторение движений.
Силовая
Выполнение тяжелых упражнений без отдыха. Делится на два подвида: динамическая и статическая. В первом случае, это выполнение в средней интенсивности, второе – это способность задерживаться в пиковом напряжении.
Sportbox.by
Выносливостью называют способность организма человека противостоять утомлению во время мышечной активности.
Материал выносливости – это время, в течение которого выполняется физическая деятельность определенной интенсивности и характера. К примеру, в циклических видах спорта (бег, ходьба, плавание и др.) измеряется наименьшее время преодоления дистанции. В единоборствах и игровых видах спорта замеряют время, в течение которого происходит уровень двигательной деятельности заданной эффективности. В сложнокоординационных видах спорта, для которых характерна точность движений (фигурное катание, спортивная гимнастика и др.), показатель выносливости – это стабильность технически правильного выполнения действия.
Определение коэффициента выносливости.
Коэффициент выносливости отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания:
Коэффициент выносливости = (ЧСС в покое Х 10)/(Пульсовое давление)
Пульсовое давление представляет собой разницу систолического и диастолического давления.
Значение коэффициента выносливости.
- Коэффициент выносливости 12 и менее:
Балл – 5 (высокий). Рекомендации: не снижать нагрузку, поддерживать работоспособность.
- Коэффициент выносливости 13-15:
Балл – 4 (выше среднего). Рекомендации: увеличить объем нагрузок.
- Коэффициент выносливости 16-20:
Балл – 3 (средний). Рекомендации: снизить эмоциональнее, силовые, скоростно-силовые нагрузки. Постепенно увеличивать объем аэробных нагрузок.
- Коэффициент выносливости 21-25:
Балл – 2 (ниже среднего). Рекомендации: избегать целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок. Активно использовать дыхательную гимнастику.
- Коэффициент выносливости 26 и более:
Балл – 1 (низкий). Рекомендации: основная работа – в аэробном режиме.
Выносливостью мышц называют способность мышц поднимать вес без отдыха в течение длительного времени. Данную выносливость называют силовой. Силовая выносливость значительно отличается от беговой выносливости. Последняя зависит главным образом от тренированности сердца. Тем не менее, улучшая свою силовую выносливость – вы одновременно улучаете и выносливость своего сердца.
Тест уровня выносливости (силовой).
Данный тест осуществляется при помощи отжиманий от пола. Мужчины выполняют стандартные отжимания, женщины же отжимаются с колен. Выполняем упражнение без перерывов и отдыха.
Результаты теста:
Высокий уровень – 3 минуты и более.
Средний уровень – 1-3 минуты.
Низкий уровень – менее 1 минуты.
Terro, специально для «Сайта о спорте»
Фото: Stock.XCHNG; by code1name
Выработка выносливости
Некоторые факторы могут значительно влиять на результат когда речь идет о выносливости. Это количество кислорода во время занятий, а именно вид нагрузки: аэробная или анаэробная. Это и собственные возможности организма, объём его энергетического ресурса, функциональные возможности, умение быстро восстанавливаться, уровень владения техникой, а также психологический фактор.
Выносливость имеет много направлений, поэтому стоит сразу определиться в какую сторону будем двигаться. Не стоит хвататься за все подряд и ограничиваться только общей выносливостью.
Начнем с распорядка дня. Для того, чтобы запастись силами и нарастить достаточный ресурс организма, необходимо правильно и регулярно отдыхать. Выносливость без расслабления падает в три раза. Напишите план, а лучше нарисуйте. В нем должен быть расписан график тренировок, время отхождения ко сну и прописано время бодрствования. Вставайте каждый день в одно и то же время, опишите приемы пищи. Еда должна быть только здоровая и сбалансированная. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов. А белки, жиры и углеводы соотноситься с вашим жизненным ритмом и работать на накопление энергии.
Перед тренировкой ешьте медленные углеводы в виде каши, можно добавить свежие фрукты или мед. В течение дня порций может быть много, но они не должны быть большими. Не переедайте, но и не голодайте. Поддерживайте стабильный уровень сахара в крови, так как его недостаток ведет к утомляемости и упадку сил, но помните, что избыток его приводит к лишнему весу.
Выносливость – это способность преодолевать утомляемость, поэтому секрет повышения выносливости состоит в том, чтобы каждый раз, от тренировки к тренировке, ее преодолевать, ходить «по краю», перепрыгивать критические моменты, ставить себя в условия на грани возможностей.
Человек, активно работающий над собой, имеет абсолютно другой внешний вид, у него изменены как внутренние органы, так и работа систем жизнедеятельности, естественно, в лучшую сторону. Например, у такого спортсмена может быть увеличен объем легких или сердечная мышца, за счет большого поступления кислорода. Вследствие таких изменений человек больше приспособлен к изменениям и быстрее адаптируется к более сложным условиям и внезапно возникшим экстремальным ситуациям.
Что делать, чтобы повысить выносливость?
Задайтесь целью. Один раз в неделю работайте на повышение общей выносливости. Делайте забег на длинную дистанцию.
Развивайте все системы организма, в первую очередь дыхательную и сердечно-сосудистую. Некоторые упражнения можно взять из йоги и бодифлекса. Получайте удовольствие от того, что вы делаете. Обратите внимание на интервальный тренинг, это один из самых эффективных способов повышения выносливости организма. Необходимо чередовать интенсивность нагрузок. Например, одну минуту спортсмен быстро бежит, а четыре минуты он выполняет упражнение в среднем темпе. Это могут быть отжимания, подтягивания, приседания или упражнения на пресс.
Если ваша цель – совершенствоваться в определенных дисциплинах, то усложняйте тренировки, создавайте себе непреодолимые условия. Как вариант — создайте недостаток воды во время изнуряющих тренировок или снижение поступления кислорода. В таких ситуациях открываются скрытые возможности, о которых мы даже не подозревали. Организм получает стрессовое воздействие и задействует свои резервы.
Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость
В какой вид спорта отдать ребенка? Каким спортом заняться самому? Какие преимущества у того или иного вида спорта? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей: «Виды спорта, преимущественно развивающие…».
Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определенном виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление.
Физиологические механизмы этого процесса достаточно сложны, так как работа может относиться к различным зонам мощности (или интенсивности), а значит, и выносливость в каждой из них различна.
В зоне большой и умеренной мощности, которая может поддерживаться от 3—5 мин до более получаса, появляется так называемая общая выносливость. Общая выносливость проявляется в той или иной степени во всех других зонах мощности при всех видах деятельности. В ее физиологической основе лежит развитие возможностей аэробного* обмена в организме человека. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые легкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т. д. Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики (рис. 15).
Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большой части трудовых процессов (в течение всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.
Выносливость, как и другие двигательные качества, чаще всего проявляется специфически, в зависимости от особенностей деятельности, характера возникающего утомления.
В настоящее время различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых характер и механизм утомления и проявление выносливости будут иметь свои отличия. Однако именно общая выносливость определяет возможности проявления специальной выносливости не только в специфических спортивных, но и в трудовых действиях. При этом отмечается перенос общей выносливости у данного человека на все разновидности проявления выносливости при выполнении разнообразных спортивных и трудовых действий.
Например, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкие быстрые движения пальцев руки) обладали лица с лучше развитой выносливостью (в данном случае — способность к длительному бегу). Поэтому, приступая к развитию специальной выносливости в каком-либо спортивном или профессиональном действии, необходимо предварительно создать у человека определенную базу кроветранспортирующих и дыхательных возможностей, других физиологических механизмов общей выносливости.
Таким образом, акцентированное воспитание выносливости у молодых людей в целях подготовки к жизни и профессиональной деятельности требует решения задач всестороннего развития функциональных систем организма. Это связано с повышением физиологических и психологических границ устойчивости организма человека к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой. Важность подобной устойчивости для любого человека, для специалистов любой профессии не вызывает сомнения, благодаря чему определяется ведущая роль выносливости при подготовке к длительному и полноценному труду.
Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья.
Итак, к видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие (табл. 14).
Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объемных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» — кислород — транспортная система и регулирующее «звено» — центральная нервная и эндокринная система.
Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др.
Это можно иллюстрировать следующим примером. Одним из показателей (тестов) функционального развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы служит результат выполнения мышечной работы при частоте сердечных сокращений 170 ударов в мин. Эта функциональная проба получила обозначение PWC170. Исследованиями установлено, что величина PWC170 у здоровых нетренированных мужчин составляет 1027 кгм/мин. Так вот, показатель PWC170 у представителей рассматриваемой группы спортивных дисциплин достигает абсолютно наивысших величин и составляет, например, у лыжников 1760 кгм/мин, у легкоатлетов (средние дистанции) — 1694 кгм/мин, у конькобежцев — 1710 кгм/мин, у велосипедистов — 1670 кгм/мин.
Следует отметить, что приступая к тренировке в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую тренировочную работу. Это связано с воспитанием способности к высокому уровню мобилизации резервов организма («терпению») не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности, так как повышение тренированности связано с преодолением утомления. Регулярные тренировки в этой группе видов спорта, как и в других, воспитывают способность к саморегуляции эмоционального состояния в условиях стресса, в условиях острой спортивной борьбы. Но главное в том, что все это может потребоваться именно в процессе обычной трудовой жизни, что еще раз подчеркивает прикладность и воспитывающую сущность спортивной подготовки. Конечно, как и по всем видам спорта, у разных людей имеются большие способности к одним и меньше к другим. Сразу же может возникнуть вопрос: а какой уровень выносливости у меня сегодня (не с точки зрения сравнения с достижениями больших спортсменов, а сравнительно со здоровыми людьми, не занимающимися спортом). Такую оценку можно сделать и самостоятельно.
Более 15 лет назад американский физиолог К. Купер предложил характеризовать физическую работоспособность людей различного возраста с помощью определения расстояния, преодолеваемого за 12 мин. За прошедшие годы этот тест нашел широкое распространение.
Практическое применение теста Купера, в наибольшей мере определяющего состояние сердечно-сосудистой системы, заключается в следующем. Надо преодолеть (пройти, пробежать) как можно большее расстояние в течение 12 мин. Делать это лучше на стадионе, где, как правило, общая длина круговой дорожки равна 400 м. При первом применении теста не следует стремиться к самоистязанию. Лучше проводить тест с чьей-либо помощью, чтобы не следить за временем и преодолеваемым расстоянием, а ориентироваться только на самочувствие. По окончании 12 мин надо измерить (запомнить) расстояние, преодоленное за это время, и по таблице 15 определить степень своей физической подготовленности.
После этого теста вы можете сами дать оценку исходному состоянию своей выносливости. Если у вас показатели в этом тесте достаточно высоки, то вы имеете способность к видам спорта, требующим и развивающим выносливость. А если нет, то вам надо обратить на это внимание и совершенствовать свою подготовленность в плане общей физической подготовки, применяя широкий спектр циклических упражнений, развивающих это жизненно необходимое качество.
А теперь выбирайте!
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Еще несколько похожих статей с нашего сайта:
Судьи на дистанции по легкой атлетике
«Защищай товарища» ПРИМЕРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV-VI КЛАССОВ
ВИДЫ СПОРТА, АКЦЕНТИРОВАННО РАЗВИВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Средства для выносливости
Как профессиональные спортсмены, так и любители часто прибегают к различным средствам, так называемым помощникам. Препараты, которые помогают атлетам преодолевать усталость и увеличивать выносливость, называются адаптогенами. Известны такие адаптогены, как радиола розовая (золотой корень), корень женьшеня, настойка элеутерококка. Такие добавки могут положительно влиять не только на показатель выносливости, но и на системы организма в целом, повышать сопротивляемость организма к инфекциям, повышать силу и ускорять насыщение мышц кислородом.
Если верить товарищу Брахману, ученому и врачу, то существует три способа повышения физической выносливости:
- Использование естественных физических дисциплин (закаливание, акупунктура, физиотерапия и т.д.)
- Психологическое воздействие (гипноз, психотерапия)
- Медицинские препараты и спортивные добавки.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости).
Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время (табл. 4).
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов [1]:
— неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления),
— специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения выносливости относят:
1) бег на тредбане;
2) педалирование на велоэргометре;
3) степ-тест.
Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Таблица 4. Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)
Классы | По пробегаемой дистанции,м | По времени бега, с | ||||||
Мальчики | Девочки | Дистанция, м* | ||||||
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Мальчики | Девочки | |
I | 830 | 930 | 1030 | 800 | 890 | 980 | 900 | 900 |
II | 1000 | 1100 | 1290 | 850 | 950 | 1050 | 1100 | 950 |
III | 1070 | 1160 | 1250 | 970 | 1070 | 1160 | 1150 | 1050 |
IV | 1070 | 1200 | 1320 | 900 | 1040 | 1170 | 1200 | 1050 |
V | 960 | 1100 | 1230 | 920 | 1020 | 1120 | 1100 | 1050 |
VI | 1090 | 1200 | 1310 | 1000 | 1110 | 1200 | 1200 | 1100 |
VII | 1170 | 1290 | 1400 | 980 | 1080 | 1180 | 1300 | 1100 |
VIII | 1150 | 1260 | 1370 | 910 | 1010 | 1120 | 1300 | 1100 |
IX | 1330 | 1430 | 1530 | 960 | 1050 | 1140 | ,1400 | 1050 |
X | 1330 | 1430 | 1530 | 1120 | 1180 | 1240 | 1450 | 1150 |
* Указанная в таблице дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично — 5 мин 20 с, хорошо — 6 мин, удовлетворительно — 6 мин 40 с.
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости (Н.Г. Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Запас скорости Зс = tn — tk,
где tn — время преодоления эталонного отрезка; tk — лучшее время на этом отрезке.
Пример (В.И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (/я) ученика16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450 : 20 ~ 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5 с. Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.
Индекс выносливости (T. Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.
Индекс выносливости = t — tk x n,
где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка; п — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.
Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 мученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.
Коэффициент выносливости (Г. Назаров, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости = t : tk,
где t — время преодоления всей дистанции; tk — лучшее время на эталонном отрезке.
Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.